Долгое время считалось, что поведение ребёнка есть результат подкрепления, вознаграждения или наказания, и только позже было признано, что поведение формируется также через научение путем наблюдения. В 1977 году Альберт Бандура сформулировал теорию социального научения.
Бандура провел свой знаменитый эксперимент с куклой Бобо, чтобы показать как дети наблюдают за поведением окружающих и имитируют его.
Мальчикам и девочкам показывали, как мужчина или женщина весьма агрессивно нападали на игрушку - куклу Бобо. Они били ее молотком, швыряли в воздух с криками вроде «Бей его!», «Дай ему прямо в нос!» и тому подобными.
Другой группе показывали неагрессивное обращение с куклой.
И наконец, контрольной группе не показывали никакой модели.
Выяснилось, что дети, наблюдавшие за агрессивным поведением, проявляли в обращении с куклой намного больше агрессии, чем дети из контрольной группы и те, кому демонстрировали неагрессивные поведенческие модели.
Из наблюдаемого поведения взрослого ребёнок извлекает для себя информацию, что подобное поведение позволительно, поэтому у него ослабляется сдерживание агрессивного поведения.
С детства ребёнка окружают модели, за которыми он может наблюдать: родители, сверстники, учителя, персонажи мультфильмов, фильмов, шоу, блогеры. И поведение каждого ребёнок наблюдает, кодирует, а позднее имитирует и копирует.
Результатом наблюдаемой агрессии, является то, что ребёнок в дальнейшем с большей вероятностью будет реагировать на фрустрации агрессивными действиями. Это очень важно, так как в процессе взросления фрустрацию, стресс, волнения, тревоги дети испытывают регулярно. Всё вышеперечисленное необходимые атрибуты познания окружающего мира, развития, взаимодействия людей.
Помните, что поведение родителей и значимых взрослых ребёнок будет копировать в первую очередь. Думаю, это достаточный довод, чтобы задуматься над тем, какие поведенческие модели вы демонстрируете своему ребёнку.