Полезные материалы от психолога

Закономерности развития ребенка

Люди нередко хотят обмануть время. Тема раннего развития невольно возникает практически в каждой семье с маленьким ребенком. Мотивы родителей бывают самые разные - не упустить время, дать ребенку преимущество в будущем, почувствовать себя хорошим родителем и даже избежать социального давления, если окружающие много и активно говорят, что «после трех уже поздно» и развивать ребенка надо как можно раньше.

Получается, что цели самые благие. Вот только в этой схеме может быть одно важное упущение. Незнание или непонимание биологических закономерностей развития ребенка.

Прохождение определенных этапов в развитии запрограммировано в нас и менять их местами, выбирать, что сейчас важно, а что может подождать - это значит наоборот мешать ребенку полноценно и всесторонне развиваться.

Нервная система малыша развивается поэтапно, с каждым днем она становится все более сложной.

Поэтапность созревания заключается в постепенном переходе от более древних уровней регуляции к эволюционно более молодым и совершенным уровням, т.е. мозг развивается в первую очередь снизу вверх, от стволовых структур к коре больших полушарий.

Поэтому для маленького ребенка в первую очередь важно развитие сенсорных и сенсомоторных функций, которые являются базой для развития более сложных функций и навыков.

Торопить ребенка в его развитии - значит травмировать его психику, и, кстати сказать, самим травмироваться, переживая «комплекс плохого родителя». Ждать от ребенка, что он прыгнет выше головы, внутренне требовать от него того, на что он еще просто физически не способен, на мой взгляд не лучший способ помочь ему.

Задача родителя понимать с какими огромными трудностями на каждом этапе своего развития сталкивается ребенок, и помогать ему эти трудности преодолеть, выстилая дорогу каждого конкретного успеха ребенка положительными, стимулирующими его подкреплениями.

Замечательный психолог XX века Л.С. Выготский, сформулировал понятие «зоны ближайшего развития». Этот термин используется для описания способности детей развиваться через участие в деятельности, которая немного, но незначительно превышает уровень их способностей. И очень важно, что работает этот принцип при участии и содействии со стороны взрослых, которые задают ближайший рубеж для ребенка, но не предлагают ему использовать взрослые способы решения тех или иных задач. Главное, что сверх этой «зоны ближайшего развития» прыгнуть невозможно.

Мы можем стараться всячески стимулировать развитие ребенка, не понимая, что соответствующие навыки ему пока совершенно не нужны, что у него нет ни внутренней потребности в них, ни, учитывая состояние его мозговых структур, способности адекватно их использовать.