Полезные материалы от психолога

Этапы развития функций мозга

Известно, что когда ребенок появляется на свет у него уже имеются все структуры мозга, которые есть у взрослого. Анатомически все так называемые «части» мозга есть, а вот функционально они будут еще долго развиваться.

В младенчестве многие из этих структур неактивны и в течение 18-20 лет будет происходить их постепенная активация. Отдельные структуры мозга завершают свое развитие только к 25 годам - например, префронтальная кора.

Важно, что перескакивать через этапы развития мозга нельзя, так как каждый предыдущий уровень будет фундаментом для следующего.

Если приводить простой пример - не имеет смысла строить дом, если у вас нет фундамента, и нельзя сначала построить третий этаж, а потом когда-нибудь достроить первый и второй.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИЙ МОЗГА

Первый этап - СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ. На этом уровне происходит активация и развитие всех сенсорных систем:
  • обонятельной
  • зрительной
  • слуховой
  • вкусовой
  • тактильной
  • вестибулярной
  • проприоцептивной

Второй этап - СЕНСОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ. Здесь происходит развитие следующих функций:
  • восприятие входящей сенсорной информации
  • интеграция базовых рефлексов
  • схема тела
  • ориентация по сторонам тела
  • моторное планирование
  • равновесие

Третий этап - ПЕРЦЕПТИВНО-МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ. Сюда относятся такие функции как:
  • координация глаз-рука
  • глазо-двигательный контроль
  • контроль положения тела
  • визуально-пространственное восприятие
  • слухо-речевые навыки
  • внимание

Четвертый этап - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ И ПОВЕДЕНИЕ. И только на этом этапе происходит активация и развитие таких функций, как:
  • поведение
  • повседневная жизнедеятельность
  • академическое обучение

Таким образом, если у ребенка есть проблемы на «нижних ступенях», то не стоит требовать от ребенка формирования навыка, который находится на более высокой.

Чтобы подняться до самого верхнего уровня, нужно уделить внимание каждому, начиная с самого первого.