В младенчестве многие из этих структур неактивны и в течение 18-20 лет будет происходить их постепенная активация. Отдельные структуры мозга завершают свое развитие только к 25 годам - например, префронтальная кора.
Важно, что перескакивать через этапы развития мозга нельзя, так как каждый предыдущий уровень будет фундаментом для следующего.
Если приводить простой пример - не имеет смысла строить дом, если у вас нет фундамента, и нельзя сначала построить третий этаж, а потом когда-нибудь достроить первый и второй.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИЙ МОЗГА
Первый этап - СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ. На этом уровне происходит активация и развитие всех сенсорных систем:
- обонятельной
- зрительной
- слуховой
- вкусовой
- тактильной
- вестибулярной
- проприоцептивной
Второй этап - СЕНСОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ. Здесь происходит развитие следующих функций:
- восприятие входящей сенсорной информации
- интеграция базовых рефлексов
- схема тела
- ориентация по сторонам тела
- моторное планирование
- равновесие
Третий этап - ПЕРЦЕПТИВНО-МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ. Сюда относятся такие функции как:
- координация глаз-рука
- глазо-двигательный контроль
- контроль положения тела
- визуально-пространственное восприятие
- слухо-речевые навыки
- внимание
Четвертый этап - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ И ПОВЕДЕНИЕ. И только на этом этапе происходит активация и развитие таких функций, как:
- поведение
- повседневная жизнедеятельность
- академическое обучение
Таким образом, если у ребенка есть проблемы на «нижних ступенях», то не стоит требовать от ребенка формирования навыка, который находится на более высокой.
Чтобы подняться до самого верхнего уровня, нужно уделить внимание каждому, начиная с самого первого.