Полезные материалы от психолога

Произвольность как элемент успеха

Что лучше, когда у ребенка высокий уровень когнитивных способностей или хорошо развитая произвольность, способность программировать собственное поведение? В идеале, конечно, хорошо, чтобы достаточно были развиты и то и другое. А вот если или-или?

Все чаще замечаю, что высокий потенциальный уровень когнитивных способностей без развитых префронтальныох отделов коры головного мозга, ведет к бОльшим психоэмоциональным проблемам, сложностям с учебой, выполнением домашних заданий.

А вот если у ребенка уровень развития школьных навыков, письма, речи, чтения и пр., ниже, но в достаточной степени развита произвольность, то, конечно, школьные уроки, домашние задания у него будут вызывать определенные сложности, но справляться с ними он может лучше. То есть такому ребенку легче собраться, сделать домашние задания на том уровне, который ему сейчас доступен, и дальше спокойно заниматься своими делами. И детские неврозы, истерики и сидение с домашкой до поздней ночи в данном случае снижаются.

Я нередко встречаюсь с ситуациями, когда вижу умных детей имеющих высокий потенциал, с очень слабой произвольностью, способностью программировать свое поведение. И проблем у них более чем достаточно. Они вроде бы могут многое, а вот натренированности включаться в не всегда интересную, порой скучную (а домашка в школе частенько бывает такой) деятельность у них нет. Отсюда начинаются колоссальные проблемы - детские неврозы, психосоматическое заболевания и т.д.

Поэтому очень рекомендую родителям обращать внимание в дошкольном периоде не только на уровень когнитивных способностей ребенка, но и на развитость произвольности.

Почему в дошкольном? В школьном периоде делать это уже сложнее и специалисту придется потратить больше времени на развитие этих функций. Во-вторых, в дошкольном периоде, пока ребенок активно вовлечен в игровую деятельность, хорошему специалисту легче и проще запустить необходимые навыки, которые в дальнейшем окажутся крайне важными в жизни ребенка.

Конечно, многие знают, что префронтальные отделы коры развиваются до 25 лет. Но это не значит, что в 20-25 лет случится чудо и навыки появятся сами собой.