Полезные материалы от психолога

Для чего нужны эмоции?

Один из самых частых вопросов, на который приходится отвечать. Без эмоций невозможно представить нашу жизнь, они сопровождают нас всегда!

Эмоции это психические процессы, в которых отражается субъективная оценка человеком ситуации и самого себя. Эмоции как компас или навигатор помогают нам понять, что происходит сейчас, помогают ориентироваться в жизни, указывая, что для нас работает, а что нет.

У эмоций есть несколько основных функций:
  • Информационная или сигнальная - эмоции действуют как сигналы, позволяя нам понять, что нам нравится, а что нет. Проще говоря, эмоции предоставляют нам огромное количество информации.

  • Регуляторная - эмоции позволяют нам регулировать наше внутреннее напряжение. Выражая свои эмоции, мы управляем своим внутренним эмоциональным равновесием, помогаем себе адаптироваться в разных жизненных ситуациях. А чтобы чем-то управлять, это надо хорошо знать!

  • Коммуникативная - эмоции важны для взаимодействий между людьми. Понимание своих эмоций и их конструктивное проявление, а также умение распознавать чужие дает возможность выстраивать полноценное адекватное общение.


Почему эмоции трудно понимать?


Способность понимать, распознавать и выражать эмоции - приобретаемый в процессе жизни навык. Мы обучаемся этому во взаимодействии с окружающими нас людьми будучи еще маленькими. Если окружающие испытывают сложности с пониманием собственных эмоций, то и научить ребенка этому навыку им будет трудно. Родители, не умеющие водить автомобиль, очевидно, не смогут научить этому ребенка. То же самое и с эмоциями.

Наши эмоциональные реакции при рождении довольно просты и мы постепенно приобретаем более тонкие реакции и способы оценки. Самое главное, что навык этот тренируемый!

Умение называть свои эмоции и чувства это первый шаг к их пониманию. Приобретя этот навык, вы увидите, как жизнь станет проще и понятнее.

Часто люди путают разные эмоции и чувства между собой, боятся каких-то эмоций или считают их неправильными, неприемлемыми. А значит получают искаженную информацию о ситуации и о себе, получается будто сломанный навигатор ведет человека не той дорогой и не к тому месту.

Чтобы легче было разобраться с эмоциями и чувствами я подготовила шпаргалку. В ней описаны функции основных эмоций и чувств и возможный способ конструктивно проявить их, т.е. сказать себе или другим о том, что с вами происходит. В списке преобладают так называемые «негативные» эмоции, так как именно с ними возникает больше всего путаницы.

Недостаточно просто сказать «мне грустно». В этом крайне мало информации, а значит и сделать что-то со своей грустью будет сложно. А вот если полностью сформулировать, например, «мне грустно, потому что реальность не соответствует моим ожиданиям и представлениям, я планировал сегодня уехать на отдых, но внезапно сильно заболел и вынужден остаться дома», то грусть уже не будет наваливаться потоком непонятных и смутных ощущений, мыслей.

А допустим конструктивное проявление или сообщение о своей злости поможет избежать конфронтаций с окружающими и неприятных последствий от собственных эмоциональных действий.

Нет плохих эмоций, которые нужно запрещать. Регулировать нужно поведение, а не эмоции!

И напоследок, научиться понимать и конструктивно проявлять свои эмоции - можно! Это тренируемый навык, освоение которого сделает вашу жизнь проще, приятнее и понятнее.


Функции эмоций и чувств и пример их конструктивного проявления


ЗЛОСТЬ, НЕДОВОЛЬСТВО
Сигнализирует о нарушении личных границ (внутренних или внешних правил) и сообщает, что пришло время что-то начать или что-то закончить.

Как конструктивно проявить злость или недовольство:
  • Мне не нравится, что …(действие/поступок)
  • Я недоволен(а) тем, что …(действие/поступок)


ГРУСТЬ, ПЕЧАЛЬ
Сигнализирует о внутреннем процессе переосмысления неадаптивных представлений, иллюзий, идей, ожиданий.

Как конструктивно проявить грусть или печаль:
  • Мне грустно (печально), потому что реальность (то, что происходит) не соответствует моим представлениям, ожиданиям …(каким?)


СТРАХ, ТРЕВОГА
Помогают прогнозировать опасность и виртуально выстраивать способы совладания – когда психика создает картинку «Что я буду делать, если…?»

Как конструктивно проявить страх или тревогу:
  • Я беспокоюсь о том, что …(что может произойти?)
  • Мне страшно, потому что я прогнозирую …(что?)


УДИВЛЕНИЕ
Удивление подготавливает к последующим действиям.

Как конструктивно проявить удивление:
  • Я удивлен(а), потому что…, и буду готовиться к ….(чему?)


ЧУВСТВО ВИНЫ И СТЫД
Регуляторы поведения – сигнал том, что какое-то мое поведение требует коррекции, сигнал о том, что психика ищет ответ на вопрос «Что я буду делать по-другому?»

Как конструктивно проявить стыд или чувство вины:
  • Мне неловко (стыдно) за то, что …(действие/поступок)
  • Я чувствую вину за … (действие/поступок)


ОТВРАЩЕНИЕ, НЕПРИЯЗНЬ
Подает сигнал о физической опасности или разрушении чувства самоуважения, о пресыщении чем-либо.

Как конструктивно проявить неприязнь или отвращение:
  • Мне неприятно, что …(что именно?)
  • Я чувствую неприязнь к …(чему, кому?)


РАСТЕРЯННОСТЬ, НЕДОУМЕНИЕ
Сигнализирует о необходимости времени на обработку новой для сознания информации.

Как конструктивно проявить растерянность или недоумение:
  • Я растерян(а), так как узнал(а) о …(чем?)


СОМНЕНИЕ
Во время сомнения происходит анализ совместных мнений и формирование собственного мнения .

Как конструктивно проявить сомнение:
  • Я переживаю сомнение, так как не могу определиться в …(каких мнениях?)


РАЗОЧАРОВАНИЕ
Сообщает о разрушении «чар» - процесс разрушения иллюзий, нереалистичных ожиданий, которые тормозят человека.

Как конструктивно проявить разочарование:
  • Я чувствую разочарование, так как рушатся мои представления о …(чем?)


ОТЧАЯНИЕ
Отчаяние появляется при необходимости отказаться от желания, а также чтобы переоценить внутренние и внешние ресурсы.

Как конструктивно проявить отчаяние:
  • Я переживаю отчаяние, так как вынужден(а) отказываться от …(чего?)


СОЖАЛЕНИЕ
Обучение на ошибках, коррекция поведения, процесс поиска ответа «Что в будущем я буду делать по-другому?»

Как конструктивно проявить сожаление:
  • Я сожалею о том, что …(действие/поступок)


СКУКА
Подает сигнал о необходимости переключения внимания на собственный внутренний мир, сигнал, что пришло время исследования самого себя.

Как конструктивно проявить скуку:
  • Мне скучно и требуется переключить внимание …(на что?)


ЗАВИСТЬ
Помогает анализировать желания, ограничения, возможности личности.

Как конструктивно проявить зависть:
  • Я завидую тому, что…, а это не соответствует моим возможностям – (каким?)


ОБИДА
Показывает несоответствие в отношениях того, что я получаю (ожидаю получить), и того, в чем нуждаюсь. Обида сигнализирует о необходимости прояснения или пересмотра отношений.

Как конструктивно проявить обиду:
  • Я чувствую обиду (мне обидно), так как ожидал(а) …, а в реальности получил(а) …(что?)


НЕНАВИСТЬ
«Не хочу видеть что-то, кого-то» - сигнал о необходимости сформировать большую дистанцию между собой и объектом ненависти.

Как конструктивно проявить ненависть:
  • Я не хочу видеть …, потому что чувствую ...(что именно?)


РАДОСТЬ, ИНТЕРЕС
Приковывает внимание сознания и удерживает его на объекте.

Как конструктивно проявить радость или интерес:
  • Я радуюсь тому, что …
  • Мне интересно …(что именно?)