Эмоции это психические процессы, в которых отражается субъективная оценка человеком ситуации и самого себя. Эмоции как компас или навигатор помогают нам понять, что происходит сейчас, помогают ориентироваться в жизни, указывая, что для нас работает, а что нет.
У эмоций есть несколько основных функций:
- Информационная или сигнальная - эмоции действуют как сигналы, позволяя нам понять, что нам нравится, а что нет. Проще говоря, эмоции предоставляют нам огромное количество информации.
- Регуляторная - эмоции позволяют нам регулировать наше внутреннее напряжение. Выражая свои эмоции, мы управляем своим внутренним эмоциональным равновесием, помогаем себе адаптироваться в разных жизненных ситуациях. А чтобы чем-то управлять, это надо хорошо знать!
- Коммуникативная - эмоции важны для взаимодействий между людьми. Понимание своих эмоций и их конструктивное проявление, а также умение распознавать чужие дает возможность выстраивать полноценное адекватное общение.
Почему эмоции трудно понимать?
Способность понимать, распознавать и выражать эмоции - приобретаемый в процессе жизни навык. Мы обучаемся этому во взаимодействии с окружающими нас людьми будучи еще маленькими. Если окружающие испытывают сложности с пониманием собственных эмоций, то и научить ребенка этому навыку им будет трудно. Родители, не умеющие водить автомобиль, очевидно, не смогут научить этому ребенка. То же самое и с эмоциями.
Наши эмоциональные реакции при рождении довольно просты и мы постепенно приобретаем более тонкие реакции и способы оценки. Самое главное, что навык этот тренируемый!
Умение называть свои эмоции и чувства это первый шаг к их пониманию. Приобретя этот навык, вы увидите, как жизнь станет проще и понятнее.
Часто люди путают разные эмоции и чувства между собой, боятся каких-то эмоций или считают их неправильными, неприемлемыми. А значит получают искаженную информацию о ситуации и о себе, получается будто сломанный навигатор ведет человека не той дорогой и не к тому месту.
Чтобы легче было разобраться с эмоциями и чувствами я подготовила шпаргалку. В ней описаны функции основных эмоций и чувств и возможный способ конструктивно проявить их, т.е. сказать себе или другим о том, что с вами происходит. В списке преобладают так называемые «негативные» эмоции, так как именно с ними возникает больше всего путаницы.
Недостаточно просто сказать «мне грустно». В этом крайне мало информации, а значит и сделать что-то со своей грустью будет сложно. А вот если полностью сформулировать, например, «мне грустно, потому что реальность не соответствует моим ожиданиям и представлениям, я планировал сегодня уехать на отдых, но внезапно сильно заболел и вынужден остаться дома», то грусть уже не будет наваливаться потоком непонятных и смутных ощущений, мыслей.
А допустим конструктивное проявление или сообщение о своей злости поможет избежать конфронтаций с окружающими и неприятных последствий от собственных эмоциональных действий.
Нет плохих эмоций, которые нужно запрещать. Регулировать нужно поведение, а не эмоции!
И напоследок, научиться понимать и конструктивно проявлять свои эмоции - можно! Это тренируемый навык, освоение которого сделает вашу жизнь проще, приятнее и понятнее.
Функции эмоций и чувств и пример их конструктивного проявления
ЗЛОСТЬ, НЕДОВОЛЬСТВО
Сигнализирует о нарушении личных границ (внутренних или внешних правил) и сообщает, что пришло время что-то начать или что-то закончить.
Как конструктивно проявить злость или недовольство:
- Мне не нравится, что …(действие/поступок)
- Я недоволен(а) тем, что …(действие/поступок)
ГРУСТЬ, ПЕЧАЛЬ
Сигнализирует о внутреннем процессе переосмысления неадаптивных представлений, иллюзий, идей, ожиданий.
Как конструктивно проявить грусть или печаль:
- Мне грустно (печально), потому что реальность (то, что происходит) не соответствует моим представлениям, ожиданиям …(каким?)
СТРАХ, ТРЕВОГА
Помогают прогнозировать опасность и виртуально выстраивать способы совладания – когда психика создает картинку «Что я буду делать, если…?»
Как конструктивно проявить страх или тревогу:
- Я беспокоюсь о том, что …(что может произойти?)
- Мне страшно, потому что я прогнозирую …(что?)
УДИВЛЕНИЕ
Удивление подготавливает к последующим действиям.
Как конструктивно проявить удивление:
- Я удивлен(а), потому что…, и буду готовиться к ….(чему?)
ЧУВСТВО ВИНЫ И СТЫД
Регуляторы поведения – сигнал том, что какое-то мое поведение требует коррекции, сигнал о том, что психика ищет ответ на вопрос «Что я буду делать по-другому?»
Как конструктивно проявить стыд или чувство вины:
- Мне неловко (стыдно) за то, что …(действие/поступок)
- Я чувствую вину за … (действие/поступок)
ОТВРАЩЕНИЕ, НЕПРИЯЗНЬ
Подает сигнал о физической опасности или разрушении чувства самоуважения, о пресыщении чем-либо.
Как конструктивно проявить неприязнь или отвращение:
- Мне неприятно, что …(что именно?)
- Я чувствую неприязнь к …(чему, кому?)
РАСТЕРЯННОСТЬ, НЕДОУМЕНИЕ
Сигнализирует о необходимости времени на обработку новой для сознания информации.
Как конструктивно проявить растерянность или недоумение:
- Я растерян(а), так как узнал(а) о …(чем?)
СОМНЕНИЕ
Во время сомнения происходит анализ совместных мнений и формирование собственного мнения .
Как конструктивно проявить сомнение:
- Я переживаю сомнение, так как не могу определиться в …(каких мнениях?)
РАЗОЧАРОВАНИЕ
Сообщает о разрушении «чар» - процесс разрушения иллюзий, нереалистичных ожиданий, которые тормозят человека.
Как конструктивно проявить разочарование:
- Я чувствую разочарование, так как рушатся мои представления о …(чем?)
ОТЧАЯНИЕ
Отчаяние появляется при необходимости отказаться от желания, а также чтобы переоценить внутренние и внешние ресурсы.
Как конструктивно проявить отчаяние:
- Я переживаю отчаяние, так как вынужден(а) отказываться от …(чего?)
СОЖАЛЕНИЕ
Обучение на ошибках, коррекция поведения, процесс поиска ответа «Что в будущем я буду делать по-другому?»
Как конструктивно проявить сожаление:
- Я сожалею о том, что …(действие/поступок)
СКУКА
Подает сигнал о необходимости переключения внимания на собственный внутренний мир, сигнал, что пришло время исследования самого себя.
Как конструктивно проявить скуку:
- Мне скучно и требуется переключить внимание …(на что?)
ЗАВИСТЬ
Помогает анализировать желания, ограничения, возможности личности.
Как конструктивно проявить зависть:
- Я завидую тому, что…, а это не соответствует моим возможностям – (каким?)
ОБИДА
Показывает несоответствие в отношениях того, что я получаю (ожидаю получить), и того, в чем нуждаюсь. Обида сигнализирует о необходимости прояснения или пересмотра отношений.
Как конструктивно проявить обиду:
- Я чувствую обиду (мне обидно), так как ожидал(а) …, а в реальности получил(а) …(что?)
НЕНАВИСТЬ
«Не хочу видеть что-то, кого-то» - сигнал о необходимости сформировать большую дистанцию между собой и объектом ненависти.
Как конструктивно проявить ненависть:
- Я не хочу видеть …, потому что чувствую ...(что именно?)
РАДОСТЬ, ИНТЕРЕС
Приковывает внимание сознания и удерживает его на объекте.
Как конструктивно проявить радость или интерес:
- Я радуюсь тому, что …
- Мне интересно …(что именно?)