Прежде чем стать изгоем в школе, ты чувствуешь себя чужим в собственной семье.
Это цитата из книги Д. Пиколт «Девятнадцать минут». История про подростка, который однажды утром пришел в школу с двумя обрезами и пистолетами и начал стрелять… Главный вопрос книги, кто же этот парень: хладнокровный убийца-психопат или несчастная жертва травли?
Сюжет постоянно петляет между настоящим и прошлым, раскрывая жизнь и драму каждого героя. Да и развязка истории неожиданна. Для меня эта книга не только лишь про травлю в школе, а, в первую очередь, про нелюбимого или непринятого ребенка.
Тема сложная и часто встречаемая в практике. Про взрослых, которым требуется проживание этой травмы написано много, есть алгоритмы работы, группы и пр. И хотя работа нужна большая и длительная, успехи в этой области есть регулярно, что радует.
А вот когда к детскому психологу приводят ребенка, которого не любят или не принимают. Жалобы, как правило, охватывают следующие сферы - поведенческие сложности, неврозы, повышенная агрессия или наоборот излишняя замкнутость, стеснительность, отсутствие друзей, сложности в учебе, даже бывает обращаются за нейропсихологической помощью, думая, что проблема именно в этой плоскости.
С детьми уже сложнее… Даже поняв, где именно проблема, возникает следующее препятствие. Например, родители не хотят слышать данную версию и просят всего лишь «починить ребенка», чтобы он хорошо себя вел или чтобы ушли неприятные симптомы.
Или родители согласны с мнением психолога, но у них нет желания или сил что-то менять, нет ресурсов погружаться в свои переживания, разбираться почему по отношению к ребенку у них такие противоречивые чувства.
В таких случаях я очень сочувствую всем - и детям и родителям. В первую очередь детям, так как понимаю насколько сложно жить, чувствуя что ты не любим, не такой, не достоин, но при этом ты полностью зависишь от родителей и безумно их любишь.
Эмоциональная рана у таких детей "кровоточит" ежедневно, а психика пытается как может достучаться до родителей, или прячет боль в небытие, затрачивая колоссальные ресурсы психики, которых потом может не хватить для учебы или для других задач.